На более - менее сухом месте, между реками Ингуягун и Кирилл-Высъягун построили
домики для проживания, столовую, пекарню, баню, вышку радиосвязи, поставили
первые буровые. Поселку было присвоено наименование Когалым.
1978 год - образован Когалымский сельский Совет.
Когалым... В то время, это слово было известно немногим и практически ничего
не говорило. Заболоченные пространства Ханты-Мансийского автономного округа,
где он расположен, исключили возможность обитания человека. Недаром ханты
называли его Когалым - Гиблое место.
Для людей, приехавших
из разных концов страны, это была лишь одна из точек на пока еще пунктирном
маршруте будущей магистрали. Первопроходцы вспоминают о тех моментах, когда
летели на вертолетах:
"Летишь, а кругом вода,
сплошная вода..." .
Но потом оказалось, что кроме воды здесь есть и земля, богатая ягодами
и грибами, вечнозелеными соснами и кедрами...
Первую зиму люди прожили
в экстремальных условиях. В больших двадцатиметровых палатках. В столовую
стали захаживать непрошенные гости - медведи, которые по ночам пугали людей
грохотом разбрасываемой посуды.
На следующий год начали
собирать щитовые домики, и скоро в палатках уже никого не осталось. Появился
магазин, бревенчатый клуб .
Примерно там, где сейчас находится ж/д вокзал, оборудовали вертолетную
площадку.
Поначалу в поселке жили
более семисот человек. Валить лес помогали студенты из вузов России,
Белоруссии,
Украины.
Если бы не ребята, то своими силами не удалось бы проложить в первый год
150, а на второй - еще 250 километров трассы.
К концу 70-х здесь появились первые нефтедобытчики. К этому времени были уже разведаны Повховское и Ватьеганское месторождение, которым предсказывали хорошие перспективы, сравнивая их со знаменитым Самотлором.
Начало добычи нефти означало начало нового северного города.
Первая тонна "черного золота" была добыта из скважины ? 7 Повховского месторождения,
названного в честь знаменитого бурового мастера Степана Повха, первооткрывателя
Самотлора.
Имя Повха носят и созданное в мае нефтегазодобывающее управление (НГДУ)
объединения "Когалымнефтегаз", и первое управление буровых работ,
и первая улица Ко галыма.
Весной 1978 года
в составе ПО "Нижневартовскнефтегаз"
создается управление "Повхнефть". На
голой земле, среди болот и тайги была добыта первая нефть, которая далась
ценой огромных человеческих усилий и материальных затрат.
И вдруг принимается
решение перевести "Повхнефть" в состав
обьединения "Сургутнефтегаз" и перебазировать
его в молодой поселок Когалым.
Трудности в связи с этим возникли не малые - заново создать производственную
базу, обеспечить себя кадрами и построить жилье. Но, можно сказать, что
когалымской земле здорово повезло: ее недра стали осваивать позже, чем
другие месторождения. Стали очевидны ошибки стратегии разработки самотлоров,
не принимавшие в расчет не только угрожающие производственные затраты,
но и теряемые безвозвратно природные ресурсы - землю, лес, воду, животный
и растительный мир.
Молодой коллектив НГДУ "Повхнефть" в трехстах километрах от базы,
расположенной в Нижневартовске, преодолевая большие трудности, осваивал
среди непроходимых болот новое месторождение.
Вспоминая эти первые дни, ветераны Когалыма только сейчас, наверное,
осознают, какое героическое дело они совершили. И мы, пришедшие вслед за
ними, благодарны им за мужество, честный благородный труд.
В 1985 году на помощь к когалымчанам приходят башкирские коллеги. В результате получился синтез более чем полувекового опыта прекрасных профессионалов из Башкирии и энергии молодых западносибирских нефтяников, умеющих трудиться в экстремальных условиях Севера. Через три года на базе трех нефтедобывающих управлений стало действовать новое производственное обьединение "Когалымнефтегаз".
В этом же 1985 году, было принято решение о возведении рядом с поселком Когалым нового города. Нашли сухое место между двух речек, еле уместившись на маленьком клочке среди болот ... 1985 год, 15 августа - поселку Когалым присвоен статус города окружного подчинения. Так начинался наш Когалым!
Тяжело было и всем остальным, тем, кто приезжал в это "гиблое место". А решать предстояло невероятно сложные задачи: на новых месторождениях Западной Сибири сделать нефтедобычу современной, с повсеместным применением последних достижений науки и техники, наращивая одновременно объемы бурения и добычи, строяновый быт северян, новый, непохожий на другие город.
1 января 1988 года в Когалыме родилось новое производственное
объединение "Когалымнефтегаз". Потребовалось почти десятилетие,
включившее и себя и годы упорной работы нефтяников в период "застоя",
и бурный перестроечный этап нашей истории, чтобы, наконец, прийти
к созданию концерна на базе производственного объединения "Когалымнефтегаз"
.
Ну, если не вдаваться
в подробности, то в 1991 году был создан нефтяной концерн
"ЛУКойл".
У этой, столь странной по звучанию аббревиатуры абсолютно русский "корень".
"ЛУКойл"
вобрал в себя первые буквы названий западносибирских городов Лангепас,
Урай
и
Когалым. Теперь это международный
концерн. Вместе с российскими предприятими его учредили представители деловых
кругов иностранных государств.
"ЛУКойл" - это давнишняя мечта нефтяников торговать не сырьем, а
более выгодной продукцией. Он составляет разветвленную технологическую
цепочку от разведки месторождений до продажи продуктов нефтепереработки,
как в нашей стране, так и за рубежом, с широким привлечением иностранных
инвесторов через систему совместных и дочерних предприятий на территории
России.
... Когалымские
вести, ?23 (72), пятница, 4 июня 1999г. ...
"(ЛЕТО БЕЗ
СТУКА ВОШЛО) ...
Мы так соскучились по настоящему теплу - и он пришло как нельзя кстати:
праздничный день 1 июня бык урашен ослепительным сиянием солнца и яркими
летними нарядами детей. Да здравствуют майки и шорты (ага,
щщас ... вот как вылезет летающая братья из болот .. будет нам .. майки
.. :о))) ... ) , да здравствует сандалии
на босу ногу!
А прохладный ветерок ласково обвевал тех, кто мчался на карусели в парке
аттракционов. Да, премьеры нового сезона с погодой повезло - до позднего
вечера в парке было многолюдно. Даже пенсионеры пришли сюда подышать воздухом,
поглядеть на отдыхающую молодежь, присмотреть за внуками ..
Город неуловимо и приятно изменился за считанные дни - он озеленел! На
березках проклюнулись долгожданные листочки. Дружно вымахнула над песком
трава. И все это юное великолепие озвучили голоса птиц.
Не берусь говорить за каждого (не уж ...
слово не птыц .. вылетит ... фих поймаешь .. хотя некоторые мог(У)т ..
:о))) ...) - но народ, безусловно повеселел.
Пришла отпускная пора, время желанного, так необходимого северянам, отдыха.
И каждый день поезда и самолеты уносят наших земляков на "землю". Лето
!!!
А 2 июня было уже гораздо более прохладным (какое
там прохладным .. почти зима началась :))) ...),
и небо с самого раннего утра оказалось пасмурным, а потом пошел дождь.
Наверно, сколько не живи на севере, так и не привыкнешь к столь переменчивой
погоде, которая как капризная дама, - каждый день другая.
Но это было 2-го. А 1-го в Международный день защиты детей, все было замечательно.
Как по заказу. (3-го погоду видимо заказали
... и на долго .. :о)))) ...).
А когда радуются дети - мы, взрослые, счастливы, сколько бы кризисов ни
маячило в отдалении.
Роман
Ромин."
... Когалымские
вести, ?20 (69), пятница, 14 мая 1999г. ...
"(СВОЮ НАДЕЖДУ
ОН ВСТРЕТИЛ В ДОРОГЕ) ... (краткая выдержка)
...
Сегодня Когалым - один из красивейших городов Западной Сибири. Слава сибирской
жемчужины простирается далеко за пределы региона. Сюда с удовольствием
приезжают известные и любимые артисты, видные политики и представители
общественности.
(да знаем мы .. знаем ..
зачем они презжают ... с удовольствием .. хы ... ;о))) ... )
...
Мы привыкли к комфортной красоте улиц, оригинальной архитектуре храма и
мечети, отеля, ледового Дворца и других зданий. Наверное, немногие задумываются
о том, кто стоял у истоков строительства "белой жемчужины". А создана она
руками тех, кто трудится рядом с нами. Одни из этих людей - водитель УТТ-2
Владимир Викторович Шевчук.
Восемнадцать лет назад ступил он на эту землю. В то время будущий город
представлял из себя строительную площадку, окруженную тайгой и болотами.
Сменив военную форму на строительный комбинезон, а теплый украинский климат
- на сибирские зимы, неустроенный быт вагончика, он с легкостью включился
в трудовой ритм строящегося города.
Как и большинство первопроходцев, он начинал трудиться в СМП-524 (строительно-монтажный
поезд ?524). Принимал участие в строительстве
ж/д Новый Уренгой - Ямбург. Ни суровые климатические условия Сибири, ни
обилие мошкары не сломили духа романтика. Народ жил в основном в вагончиках
двали от основной базы. Порой питались в сухомятку. Основные средства передвижения
в топкой тайге - вертолеты
да вездеходы.
Но "золотой костыль", несмотря на множество трудностей, был забит в срок.
...
Если на городской улице .. вам встречается автобус ЛАЗ-695 под номером
К-453-ВН, или же вы станете его пассажиром, будьте уверены: за рулем профессионал
высокого класса - Владимир Викторович Шевчук.
Один из первопроходцев
Когалыма и просто хороший человек.
Хорошей тебе дороги, Володя!
Рамиль
Сайгафаров, водитель УТТ-2, внештатный корреспондент "Когалымских Вестей"...."